К
трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он
становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей
сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения.
Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка
психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка
самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину,
научиться многое делать самому и как - то решать свои проблемы. Без
психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой
жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в
различных ситуациях.
Кризисы
развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года - двух)
периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на
новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7
лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда
происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и
более коротких, бурных - критических, то есть кризисы - это переходы между
стабильными периодами.
Взрослые
способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного
развития. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не
отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении
в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все
возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных
способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию
благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии
ребенка не произошло соответствующих изменений.
Таким
образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания,
возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно,
смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу
негативные качества: ведь упрямства - это крайняя степень проявления воли,
необходимого для ребенка качества; капризность - демонстрация собственной
значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм - в здоровом виде чувство
«самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность - крайняя форма
самозащиты; замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой осторожности,
то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из
кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов -
не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что
необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности:
- Период
упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
- Как
правило, фаза эта заканчивается к 3.5 - 4 годам (случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная);
- Пик
упрямства приходится на 2.5 - 3 года жизни;
- Мальчики
упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки
капризничают чаще, чем мальчики.
- В кризисный
период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день
(у некоторых - до 19 раз);
- Если
дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и
капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве,
истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими
родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей,
поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что
могут сделать родители:
- Не
придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как
необходимость.
- Во
время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать,
что вы его понимаете.
- Не
пытайтесь во время приступа что - то внушать ребенку. Это бесполезно.
Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
- Истеричность
и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних:
«Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
- Не
сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном
месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
- Постарайтесь
схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А
что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и
отвлекут.
- Будьте
в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и
дальше при этом мнении.
Я сам!
Я
негативен и упрям,
Строптив
и своеволен,
Средою
социальной я
Ужасно
недоволен.
Вы
не даете мне шагнуть,
Всегда
помочь готовы.
О
боже! Как же тяжелы
Сердечные
оковы.
Система
«Я» кипит во мне,
Хочу
кричать повсюду:
Я -
самость, братцы, я живу,
Хочу!
Могу! И буду!
(Булдакова
Л. А.)