Конспект занятия
Фамилия, имя, отчество автора: Павлова Татьяна Александровна.
Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
1. Образовательные задачи:
1.1 Ознакомление детей со свойствами воды:
Закрепить знания о свойствах воды (текучесть,
бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вкуса) .
1.2 Учить делать выводы на основе опытно –
экспериментальной деятельности.
1.3 Активизировать речь детей, обогащать словарный
запас.
2. Развивающие задачи:
2.1 Развивать познавательно – исследовательскую
деятельность детей.
2.2 Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать,
анализировать и делать соответствующие выводы.
3. Воспитательные задачи:
3.1 Воспитывать у детей безопасность собственной
жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
3.2 Воспитывать бережное отношение к воде, как
основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь
человека на земле зависит от окружающей среды.
Воспитатель :у меня для вас есть интересная новость.
Представляете, я сегодня заглянула в почтовый ящик и что же я там нашла?
Дети: письмо.
Воспитатель: да, у меня письмо. И не написано от
кого. Написано для ребят. Детский сад № 11 «Колобок». Интересно что там? Тогда слушайте
внимательно.
Без
него не может мама
Ни
готовить , ни стирать
Без
чего мы скажем прямо
Человеку
умирать?
Чтобы
лился дождик с неба.
Чтоб
росли колосья хлеба
Чтобы
плыли корабли
Чтоб
варились кисели
Чтобы
не было беды
Жить
нельзя нам без...
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы ребята. Можно жить нам без воды?
Дети: нет.
Воспитатель: конечно никак. Никак невозможно.
Ребята, посмотрите
на мольберт. Там кто-то спрятался. Кто же это здесь? Кто к нам пришел в гости?
Дети:
капля.
Воспитатель: ребятки у капельки вот какая грустная история. Она совсем
недавно появилась на свет. И она ничего о себе не знает. Капелька пришла к нам
в детский сад за помощью. Ребята, мы сможем ей помочь? Мы сможем ей что-нибудь
рассказать? Давайте попробуем. Вы же у меня умные, сообразительные ребята.
Ребята, из
чего состоит капелька?
Дети: из
воды.
Воспитатель:
конечно же она состоит из воды. Правильно.
А она живет?
Дети:
наверху, в океане, в ручейке, в кране.
Воспитатель:
молодцы,
ребята.
Вы знаете ,ребята, вода как волшебница из сказок.
Она может делать разные превращения. Волшебница вода приглашает нас в
лабораторию.
- Ребята,
подойдите пожалуйста к столу. Встаньте так, чтобы друг другу не мешать.
Ребята, посмотрите на столе лежит кубик, шарик.
Какой формы эти предметы?
А что вы
скажете про воду, имеет форму вода?
Посмотрите, что
я сейчас делаю. Я беру банку и наливаю в банку воды, какую форму приняла вода?
А теперь я перелью воду в стакан. Сейчас какой формы стала вода?
Все правильно, вода приняла форму стакана. Все вы
правильно сказали.
А теперь
перельем воду в тарелку. Что можно сказать о форме воды? Можно сказать она
круглая. Она приняла форму чего?
Ребята, все
правильно. Давайте сейчас подумаем какой же формы вода?
Что мы нового узнали о воде?
Вывод: вода
не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится вода. Вода –
жидкостью. Вспомните лужи после дождя. На асфальте она растекается, в ямках
собирается. И так вода не имеет формы. Показываю символ и вешаю на доску.
Ребята,
давайте сейчас немного отдохнем.
Тихо плещется вода,
Мы плывем по
теплой речке.
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.
Воспитатель: сейчас я вам предлагаю следующий эксперимент.
Подходим вот к этому столу. У каждого из вас есть
стаканчик с желтой жидкостью. Понюхайте, чем она пахнет?
Все правильно. Пахнет апельсиновым соком.
А почему он пахнет апельсиновым соком?
Все правильно, он сделан из апельсина.
А сейчас поставьте этот стакан , возьмите стакан с
водой. Понюхаем, чем же пахнет вода?
Ребята, мы с вами провели еще один опыт. У воды есть
запах? Правильно у воды нет запаха.
Посмотрите,
у меня есть еще одна карточка. Что здесь нарисовано? Что это? Это нос и нос
перечеркнут. Это значит, что у воды нет запаха.
Давайте все вместе повторим «У воды нет запаха». Она
ничем не пахнет. Давайте повесим карточку на доску.
Воспитатель: ребятки, а сейчас проведем еще один опыт и узнаем какой же
вкус у воды? Возьмите стаканчик с апельсиновым соком и попробуйте сделать
глоточек.
Ребята, что
вы можете сказать о вкусе апельсинового сока? Какой он?
Сейчас поставьте стакан с соком и возьмите воду.
Какая она на вкус?
Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
А сейчас
мы проведем еще один эксперимент. У каждого есть тарелочка с белым веществом. Я
пока вам не скажу что там. Возьмите это вещество и высыпьте в стакан с водой.
Берем ложку и хорошенько размешаем. Хорошо-хорошо размешаем, чтоб у вас на дне
стакана ничего не осталось. Ложечку положите обратно на салфетку.
Сейчас
сделайте маленький глоточек. Какая у вас стала вода?
Поднимите руку у кого вода стала сладкая? Что у вас
стало с водой? Что она поменяла? Правильно она поменяла вкус. Ребята, посмотрите
вода сама по себе не имеет вкуса. У воды появляется вкус если в нее что-нибудь
добавить.
У кого
получилась соленая вода что мы туда добавили? У кого сладкая что мы туда
добавили?
Вот
посмотрите, у меня есть еще одна карточка-схема. Посмотрите это язык и он
перечеркнут. Эта карточка означает, что у воды нет вкуса. Она какая у нас?
Безвкусная.
Еще одну карточку прикрепим сюда. Еще одно свойство открыли – вода не имеет
вкуса.
Приглашаю
вас еще на один опыт. Садимся за стол.
У вас в
стаканчиках налито молоко. Какого оно цвета?
А сейчас закрывайте глаза и не подглядывайте. Я в
ваши стаканчики положила кристаллы. Посмотрите и скажите какого цвета кристалл
я вам положила?
Посмотрите кто-нибудь видит кристалл?
А почему мы не видим кристалл?
А сейчас посмотрите, что мы с вами сделаем?
Берем ложку и достаем кристалл, кладем его на
салфетку. А теперь положите его в стаканчик с водой.
Посмотрите, вы видите какого цвета кристалл в воде? Почему
видим кристалл? Потому что вода прозрачная.
Молодцы,
мы с вами узнали еще одно свойство воды- она прозрачная. Вот у нас еще одна
карточка-схема.
Вот, ребята,
вода действительно волшебница!
Давайте вспомним, вода какая?
1. Не имеет формы.
2. Без
запаха.
3. Без
цвета(бесцветная)
4. Без
вкуса(безвкусная)
Но мы с
вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус – поэтому
воду можно назвать волшебной.
Понравилось ли вам заниматься волшебством?
А что было самым интересным? В следующий раз мы с вами снова придем в лабораторию и узнаем что еще может делать волшебница водичка.