Конспект
образовательной деятельности по
Социально-коммуникативному
развитию в младшей возрастной
«Наши
добрые сердца»
Разработала
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 11 «Колобок»:
Ильина Ольга
Владимировна
Цель: Обеспечивать
условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации,
способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим
(членам семьи).
Интеграция образовательных: областей:
"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное
развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое
развитие".
Задачи:
Образовательная область
"Социально-коммуникативное развитие".
Формировать у детей систему знаний о
членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребёнком).
Формировать положительное отношение к
труду взрослых, Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах
труда. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к
результатам их труда.
Образовательная область "Познавательное
развитие".
Продолжать знакомить детей с предметами
ближайшего окружения (предметы домашнего обихода).
Образовательная область "Речевое
развитие".
На основе обогащения представлений о
ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас
детей.
Продолжать учить детей согласовывать
прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; формировать умение образовывать
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивать диалогическую форму речи; умение
вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать
на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего.
Образовательная область
"Художественно-эстетическое развитие".
Воспитывать у детей эмоциональную
отзывчивость на музыку.
Способствовать развитию певческих навыков:
чисто и ясно произносить слова. передавать характер песни (весело, ласково).
Формы
организации детской деятельности: игровая (дидактическая игра "Чем
любит заниматься моя мама"); сюрпризный момент (приход героя); познавательно-исследовательская
(решение проблемных ситуаций (работа с предметными картинками); коммуникативная
(беседа о добрых поступках), речевые игры "Кто как трудится в вашей
семье?" (с мячом), "Назови ласково"; восприятие художественной
литературы (чтение стихотворений); двигательная (физкультминутка "Мама
спит" с движениями); музыкальная (песенка ""Про пирожки").
Методы
и приёмы:
- практические: игры (дидактические,
речевые, двигательная физкультминутка);
- наглядные: рассматривание предметных
картинок;
- словесные: беседы.
Предварительная
работа:
рассматривание семейных фотографий; просмотр мультипликационного фильма
"Мама для мамонтёнка"; рисование портретов членов семьи; чтение
художественной литературы (Ю. Яковлев "Мама", Р. Гамзатов "Мой
дедушка"); игровые ситуации: "К нам пришли гости"; беседы с
детьми на тему: "Твоя семья".
Материалы
и оборудование:
игрушка мишка, фартук, стол, скатерть, предметы для сервировки стола (салфетки,
тарелки, ложки, хлебница), наборы предметных картинок с изображением разных
предметов( кастрюля, цветы, удочка, книга, мороженое, вязанье, шахматы,
футбольный мяч и т.д.).
Ход
занятия:
В о с п и т а т е л ь
Мамин день! Мамин день!
Платье лучшее надень!
Утром встань пораньше,
В доме прибери,
Что-нибудь хорошее
Маме подари.
Появляется Мишка в фартуке.
М и ш к а. Здравствуйте, ребята!
В о с п и т а т е л ь. Здравствуй,
Мишутка! Что это ты так нарядился?
М и ш к а. Да вот решил порадовать маму:
накрыть праздничный стол к обеду, пока она ушла в магазин. А у меня ничего не
получается.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, поможем
Мишутке, порадуем его маму?
Д е т и. Да.
В о с п и т а т е л ь. С чего мы начнём
накрывать стол?
Д е т и. Сначала нужно постелить скатерть.
В о
с п и т а т е л ь. Для чего нужна
скатерть?
Д е т и. Чтобы было красиво.
В о с п и т а т е л ь. Молодцы, правильно объяснили Мишутке. Всегда
приятно сидеть за столом, накрытым красивой скатертью.
Ребёнок накрывает стол скатертью.
А теперь что нужно принести?
Д е т и. Тарелки и ложки.
Дети приносят тарелки и ложки.
В о с п и т а т е л ь. Куда нужно положить ложку?
Д е т и. Рядом с тарелкой, справа.
В о с п и т а т е л ь. Правильно, ложку надо положить справа от
тарелки "лодочкой" вверх. А чего не хватает? Куда Мишутка положит
хлеб?
Д е т и. Нужно поставить хлебницу.
Дети приносят хлебницу.
В о с п и т а т е л ь. Дети, вы ещё что-то не принесли. Чем после
еды рот вытирать?
Д е т и. Нужны салфетки.
Дети ставят на стол салфетки.
В о с п и т а т е л ь. Молодцы, всё правильно сделали. Ты, Мишутка,
понял, как надо накрывать стол к обеду?
М и ш к а. Да, я всё запомнил. Спасибо,
ребята. Вы ещё не очень большие, а уже так хорошо умеете маме помогать.
В о с п и т а т е л ь. Наши дети, Мишутка, помогают маме не только
на стол накрывать, но и делать другую работу. У каждой мамы много домашней
работы. Но у мамы есть также любимое занятие. Сейчас наши ребята расскажут
тебе, чем любят заниматься их мамы. А помогут им в этом картинки из игры
"Чем любит заниматься моя мама?".
Дидактическая игра "Чем любит заниматься моя мама?"
Перед каждым ребёнком лежит набор карточек
с изображением разных предметов (кастрюля, цветы, удочка, книга, мороженое,
вязанье, шахматы, футбольный мяч и т. д.).
Дети должны выбрать нужную карточку.
В о с п и т а т е л ь. Андрей, почему ты выбрал цветок? Чем любит
заниматься твоя мама? (моя мама любит поливать и ухаживать за цветами). А чем
любит заниматься мама Маши? (моя мама любит читать книги) и т. д.
В о с п и т а т е л ь. Теперь мы с Мишуткой знаем, чем любят
заниматься ваши мамы. Дети а как вы помогаете дома своим мамам и папам. Давайте
покажем Мишутке в движениях.
Упражнение "Сантики-Мантики"
Дети встают в круг, а ведущий задаёт
различные движения (стираем бельё, развешиваем бельё, лепим пирожки и т.д.).
Остальные дети повторяют. Затем ведущим становится рядом стоящий ребёнок и
показывает движение. При этом все произносят:
"Сантики-мантики-лимпопо".
М и
ш у т к а. Какие вы молодцы - настоящие
помощники, добрые и заботливые. И так любите своих родных. И, наверное, знаете немало ласковых слов о маме, папе, бабушке и
дедушке.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, вы все
любите своих мам, пап, бабушек, дедушек и других родственников. Как вы можете
назвать их ласково?
Игра "Назови ласково"
Д е т и. Мамочка, мамуля, папочка, папуля,
бабуля, дедуля, братик, сестрёнка. сестричка, тётушка, дядюшка.
В
о с п и т а т е л ь. Вот сколько хороших слов знают ребята о своих близких. А
когда мама устала и отдыхает, как надо себя вести, можно кричать или шуметь?
Д е т и. Нельзя шуметь, играть надо тихо.
В о
с п и т а т е л ь. Давайте покажем Мишутке, как можно позаботиться о маме, если
оно отдыхает.
Физкультминутка "Мама спит"
Маме надо отдыхать
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, ( Дети идут на цыпочках).
Маму я не разбужу.
Я на пяточках хожу, (Дети идут на пяточках).
Маму я не разбужу.
М и ш у т к а. Я тоже буду заботиться о
своих близких, помогать им, как и вы.
В о с п и т а т е л ь. Дети, а что ещё
можно сделать для мамы приятное. Как
порадовать её?
Д е т и. Сделать подарок, спеть песенку и
т.д.
В о
с п и т а т е л ь. давайте поучим Мишутку петь песенку "Про пирожки".
Дети исполняют песню.
М и ш у т к а. Большое вам спасибо, ребята, я многому у вас
научился. Пойду для мамы стол накрою и песенку спою. До свидания!
В о с п и т а т е л ь. До свидания,
Мишутка. Ребята, а чему мы сегодня научили Мишутку?
Д е
т и. Накрывать на стол, говорить ласковые слова, петь песенку и т.д.
В о с п и т а т е л ь. Молодцы, ребята. У
вас действительно добрые сердца.
Список использованной литературы:
Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева
М.А. От рождения до школы. Примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.,
2015.
Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова
Л.И. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию. М.,
2017.
Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А.
Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. М., 2016.
Карпухина Н.А Конспекты занятий во второй
младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и
методистов ДОУ. Воронеж, 2008.
Краснова С.Г. Психические состояния и
социально-личностное развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие.
Чебоксары, 2011.