Мастер-класс
«Развитие
музыкально-ритмических навыков у дошкольников при использовании
игровой методики Аллы Анатольевны
Евтодьевой: «Учимся петь и танцевать, играя»
Педагогическая деятельность требует от
музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения разнообразия
знаний и умений в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а
современное общество выдвигает перед ним особые задачи в связи с реализацией
личностного подхода.
В своей
технологии «Учимся петь и танцевать, играя», которое адресовано музыкальным
руководителям, А.А.Евтодьева предлагает игровой подход в обучении детей
движениям.
Детство -это,
прежде всего, игра. Если ребенок познает мир,получает знания в игровой форме,то
эти сведения усваиваются им быстрее и легче. Вот и на музыкальных занятиях
игровые приемы должны использоваться во всех видах деятельности, тогда процесс
обучения будет живым, интересным, а главное результативным.
Музыкально-ритмические
движения всегда были предметом обязательного, тщательного и неоднократного,
машинального повтора за взрослым. В музыкально-ритмических движениях игровые
приемы практически не используются, поэтому у ребенка теряется интерес к этому
виду деятельности. Евтодьева решила
пересмотреть этот вопрос и постаралась сделать так, чтобы дети получали навыки
музыкально-ритмических- движений в процессе игры и видели результат своих
достижений в танцевальных композициях и танцевальном творчестве.
Особо
хочется отметить найденный автором способ стимулирования интереса дошкольников
к музыкально-ритмической деятельности.Это «Волшебная туфелька». Евтодьева
предлагает использовать систему поощрительных знаков всем педагогам, так как
стимулирующий эффект даст рост познавательной активности детей на музыкальных
занятиях. Автор технологии предлагает и интересный дидактический материал в
виде кукол,который является прекрасной находкой, позволяющий интересно и
грамотно подходить к вопросу разучивания ритмических движений. Так же автор
предлагает на музыкальных занятиях использовать «Альбом путешествий в страну
движений» - по всем возрастным группам, что является ярким проявлением любви и
уважения к маленьким человечкам-нашим детям.
В своей
технологии Евтодьева предлагает яркий ,подробный
и поэтапный план работы по ознакомлению, развитию и закреплению с детьми музыкально-ритмических
движений. Как она сама утверждает, это помогает ей добиваться исключительной
результативности в усвоении детьми музыкально-ритмических навыков. Для этого
должны быть созданы некоторые условия: просторный уютный зал, где музыкальный
руководитель мог бы использовать современные компьютерные технологии.
Работа
проводится в несколько этапов:
1этап:
Начинается с
разноцветной и веселой разметки музыкального зала. Дети с удовольствием играют
в эту «танцевальную карусель », что несомненно улучшает качество построений в
танцах, ведь теперь у каждой пары возник свой «домик». Это помогло детям
сохранить круг,не сбивая его при движении,ведь теперь малыши двигаются по
звездочкам, что позволило сэкономить время музыкального занятия, которое так
ценно и которого так не хватает на все.
2 этап:
Разучивание
танцевальных движений. Если размышлять логически, анализировать,то можно прийти
к выводу, что все танцевальные движения в детском саду состоят из разных
«шагов» и всевозможных «прыжков», которые выполняются на мягкой «пружинке». У Евтодьевой
родилась идея: использовать куклы, ею созданные, которые стали для детей
настоящими друзьями, и без которых не обходится ни одно музыкальное занятие. Девочка
«Пружинка» и мальчики «Шажок» и «Прыжок»-эти куклы помогают ребятам осознанно
подходить к исполнению движений, самостоятельно анализировать,кто из наших
героев помогает выполнять те или иные движения. Например, выполняя «приставной
шаг»,дети выясняют для себя и выставляют на фланелеграфе кукол:
«Шажок»+«Пружинка»,а чтобы получился «боковой галоп», нужно добавить к ним еще
«Прыжок». То есть, дети не просто играют в музыкально-ритмические движения, Евтодьева
задает детям вопросы поискового характера и ребенок ищет варианты ответа,
свободно играя с этими куклами, составляя схему движения. Старшие ребята могут
использовать не куклы, а их символы. Войдя в атмосферу игры, детям хочется
оставаться в ней и дальше! Евтодьева стала мотивировать любое движение игровой
ситуацией,интересным сюжетом или знакомыми образами.
3 этап:
Объединение
разученных танцевальных движений в единое целое, т.е. в танцевальные этюды и
композиции. Дети то попадают в волшебную страну, то путешествуют по странам
мира,то отправляются в зоопарк.На этом этапе автору методики захотелось
привнести в логику движений немного воображения, так и родилась идея танцевать,
«играя», сначала словесно,а затем
«зрелищно». Так возник «Альбом путешествий в страну движений». Иллюстрациями
для него послужили красочные игровые картины большого формата.
Результатом такой работы становятся:
-ребенок проявляет устойчивый интерес к
музыкально-ритмической деятельности;
- ребёнок проявляет желание и
потребность самостоятельного исполнительства;
- ребёнок с удовольствием танцует в
свободное время, он мотивирован на достижение результата в исполнительстве;
-ребёнок эмоционально и глубоко
отзывается на яркие художественные образы музыки;
-творческий замысел ребенка отличается
оригинальностью;
- ребёнок имеет желание действовать
по собственной инициативе, сочинять, импровизировать,пережить «ситуацию
успеха».
Заключение
Как
музыкальный руководитель, я считаю, что творческое начало в человеке-это всегда
к лучшему,к совершенству, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого
понятия. Алла Анатольевна Евтодьева является, несомненно, творческим и креативным
педагогом ,которая сделала мир дошкольника еще более интересным,увлекательным,
занимательным и открытым к новым творческим открытиям детей.
Почему же я
использую данную технологию в своей работе с дошкольниками?
Во-первых,
мои ребята активизировались на музыкальных занятиях в музыкально-ритмической
деятельности, и творческий процесс так увлек моих детей,стал таким радостным и
желанным.
Во-вторых,
новизна и актуальность этой технологии определяется социальной значимостью
проблемы воспитания активной творческой личности,ведь в танце становление
творческой способности у дошкольника может проходить чрезвычайно плодотворно.
В-третьих,
данная технология формирует у ребенка понятие «Я-КОНЦЕПЦИЯ», а для этого
необходимо видеть в ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в
нее, создавать «ситуацию успеха», атмосферу одобрения, поддержки, давать детям
возможность самореализоваться в положительной деятельности.
В-четвертых, технология позволяет музыкальному руководителю при ее использовании проявлять свои творческие способности и индивидуальный подход, данная технология позволяет вносить в свою работу с детьми и личные новые находки, которые не противоречат,а наоборот поддерживают идею Аллы Анатольевны Евтодьевой в воспитании у дошкольников устойчивого интереса к музыкально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях.