Мастер-класс «Развитие музыкально-ритмических навыков у дошкольников при использовании игровой методики Аллы Анатольевны Евтодьевой: «Учимся петь и танцевать, играя»

Мастер-класс

«Развитие музыкально-ритмических навыков у дошкольников при использовании

игровой методики Аллы Анатольевны Евтодьевой: «Учимся петь и танцевать, играя»    

 

    Педагогическая деятельность требует от музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения разнообразия знаний и умений в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а современное общество выдвигает перед ним особые задачи в связи с реализацией личностного подхода.

В своей технологии «Учимся петь и танцевать, играя», которое адресовано музыкальным руководителям, А.А.Евтодьева предлагает игровой подход в обучении детей движениям.

Детство -это, прежде всего, игра. Если ребенок познает мир,получает знания в игровой форме,то эти сведения усваиваются им быстрее и легче. Вот и на музыкальных занятиях игровые приемы должны использоваться во всех видах деятельности, тогда процесс обучения будет живым, интересным, а главное результативным.

Музыкально-ритмические движения всегда были предметом обязательного, тщательного и неоднократного, машинального повтора за взрослым. В музыкально-ритмических движениях игровые приемы практически не используются, поэтому у ребенка теряется интерес к этому виду деятельности.  Евтодьева решила пересмотреть этот вопрос и постаралась сделать так, чтобы дети получали навыки музыкально-ритмических- движений в процессе игры и видели результат своих достижений в танцевальных композициях и танцевальном творчестве.

Особо хочется отметить найденный автором способ стимулирования интереса дошкольников к музыкально-ритмической деятельности.Это «Волшебная туфелька». Евтодьева предлагает использовать систему поощрительных знаков всем педагогам, так как стимулирующий эффект даст рост познавательной активности детей на музыкальных занятиях. Автор технологии предлагает и интересный дидактический материал в виде кукол,который является прекрасной находкой, позволяющий интересно и грамотно подходить к вопросу разучивания ритмических движений. Так же автор предлагает на музыкальных занятиях использовать «Альбом путешествий в страну движений» - по всем возрастным группам, что является ярким проявлением любви и уважения к маленьким человечкам-нашим детям.

В своей технологии Евтодьева  предлагает яркий ,подробный и поэтапный план работы по ознакомлению, развитию и закреплению с детьми музыкально-ритмических движений. Как она сама утверждает, это помогает ей добиваться исключительной результативности в усвоении детьми музыкально-ритмических навыков. Для этого должны быть созданы некоторые условия: просторный уютный зал, где музыкальный руководитель мог бы использовать современные компьютерные технологии.

Работа проводится в несколько этапов:

1этап:

Начинается с разноцветной и веселой разметки музыкального зала. Дети с удовольствием играют в эту «танцевальную карусель », что несомненно улучшает качество построений в танцах, ведь теперь у каждой пары возник свой «домик». Это помогло детям сохранить круг,не сбивая его при движении,ведь теперь малыши двигаются по звездочкам, что позволило сэкономить время музыкального занятия, которое так ценно и которого так не хватает на все.

 

2 этап:

Разучивание танцевальных движений. Если размышлять логически, анализировать,то можно прийти к выводу, что все танцевальные движения в детском саду состоят из разных «шагов» и всевозможных «прыжков», которые выполняются на мягкой «пружинке». У Евтодьевой родилась идея: использовать куклы, ею созданные, которые стали для детей настоящими друзьями, и без которых не обходится ни одно музыкальное занятие. Девочка «Пружинка» и мальчики «Шажок» и «Прыжок»-эти куклы помогают ребятам осознанно подходить к исполнению движений, самостоятельно анализировать,кто из наших героев помогает выполнять те или иные движения. Например, выполняя «приставной шаг»,дети выясняют для себя и выставляют на фланелеграфе кукол: «Шажок»+«Пружинка»,а чтобы получился «боковой галоп», нужно добавить к ним еще «Прыжок». То есть, дети не просто играют в музыкально-ритмические движения, Евтодьева задает детям вопросы поискового характера и ребенок ищет варианты ответа, свободно играя с этими куклами, составляя схему движения. Старшие ребята могут использовать не куклы, а их символы. Войдя в атмосферу игры, детям хочется оставаться в ней и дальше! Евтодьева стала мотивировать любое движение игровой ситуацией,интересным сюжетом или знакомыми образами.

 

3 этап:

Объединение разученных танцевальных движений в единое целое, т.е. в танцевальные этюды и композиции. Дети то попадают в волшебную страну, то путешествуют по странам мира,то отправляются в зоопарк.На этом этапе автору методики захотелось привнести в логику движений немного воображения, так и родилась идея танцевать, «играя», сначала  словесно,а затем «зрелищно». Так возник «Альбом путешествий в страну движений». Иллюстрациями для него послужили красочные игровые картины большого формата.

 

Результатом такой работы становятся:

-ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально-ритмической деятельности;

- ребёнок проявляет желание и потребность самостоятельного исполнительства;

- ребёнок с удовольствием танцует в свободное время, он мотивирован на достижение результата в исполнительстве;

-ребёнок эмоционально и глубоко отзывается на яркие художественные образы музыки;

-творческий замысел ребенка отличается оригинальностью;

- ребёнок имеет желание действовать по собственной инициативе, сочинять, импровизировать,пережить «ситуацию успеха».

Заключение

Как музыкальный руководитель, я считаю, что творческое начало в человеке-это всегда к лучшему,к совершенству, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Алла Анатольевна Евтодьева является, несомненно, творческим и креативным педагогом ,которая сделала мир дошкольника еще более интересным,увлекательным, занимательным и открытым к новым творческим открытиям детей.

Почему же я использую данную технологию в своей работе с дошкольниками?

Во-первых, мои ребята активизировались на музыкальных занятиях в музыкально-ритмической деятельности, и творческий процесс так увлек моих детей,стал таким радостным и желанным.

Во-вторых, новизна и актуальность этой технологии определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности,ведь в танце становление творческой способности у дошкольника может проходить чрезвычайно плодотворно.

В-третьих, данная технология формирует у ребенка понятие «Я-КОНЦЕПЦИЯ», а для этого необходимо видеть в ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее, создавать «ситуацию успеха», атмосферу одобрения, поддержки, давать детям возможность самореализоваться в положительной деятельности.

В-четвертых, технология позволяет музыкальному руководителю при ее использовании проявлять свои творческие способности и индивидуальный подход, данная технология позволяет вносить в свою работу с детьми и личные новые находки, которые не противоречат,а наоборот поддерживают идею Аллы Анатольевны Евтодьевой в воспитании у дошкольников устойчивого интереса к музыкально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях.