Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «МБДОУ «Детский сад №11 «Колобок» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Консультация для воспитателей:
«Музыка в режимных моментах и в образовательной
деятельности дошкольников»
Подготовила
музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Степанов
Галина Георгиевна
Консультация
для воспитателей «Музыка в режимных моментах и в образовательной деятельности
дошкольников»
Воспитывая всесторонне и гармонично
развитого ребенка, комплексно решаются задачи
физического, интеллектуального, эмоционального и
личностного развития ребенка, активно внедряя
в этот процесс наиболее эффективные методы
и технологии.
По
мнению известного психолога Б. М. Теплова, музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель
человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи
с музыкой трудно переоценить.
Воздействуя на
нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной
системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное сопровождение режимных
моментов помогает эффективной работе педагогов.
К сожалению,
музыкальная деятельность в детском саду
ограничивается традиционными видами организации
детей. Хотелось бы, чтобы музыка не
заканчивалась на пороге музыкального зала,
а звучала на протяжении всего дня,
обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми
впечатлениями. Один из вариантов
использования потенциала музыкального искусства
связан с фоновой музыкой - музыкой,
звучащей «вторым планом».
Педагог
– воспитатель оказывает помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара: разучивает слова песен,
хороводов, показывает образцы точного
выполнения движений; принимает активное участие в подготовке и проведении
праздников, музыкальных развлечений, готовит тематические подборки поэтического материала к развлечениям
и музыкальным утренникам;
помогает в оформлении зала изготовлении атрибутов для праздников. Использует
имеющие у детей музыкальные умения
и навыки в других образовательных областях, а также в режимных моментах.
В
каких режимных моментах, по
вашему мнению, может звучать музыка?
-Утренняя
гимнастика
-НОД
-Подготовка
ко сну (засыпание)
-Пробуждение (подъем)
-Закрепление
песен, хороводов
-Музицирование
в свободной деятельности
-Релаксация
-Повторение
песен и хороводов
В
отличие от музыкальных занятий,
использование музыки в
группе организует воспитатель.
Но следует помнить о том, что неправильно подобранная
музыка может оказывать отрицательное влияние и на
самочувствие, и на деятельность ребенка.
Известно,
что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к
психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает
мажорная и минорная музыка.
Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде
всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому воспитатель при выборе
музыкального материала должен непосредственно консультироваться у музыкального руководителя.
В связи
с этим были разработаны рекомендации для воспитателей
по использованию музыки в режимных моментах, а также в
непосредственной образовательной деятельности.
Рекомендации
по использованию музыки в режимных моментах и в
образовательной деятельности дошкольников
1.
Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.
2. Для
расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного
погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной
релаксирующей музыки,
наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание
насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на
подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
3.
Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к
активной деятельности.
4. Музыка должна быть фоновой, т. е. музыка, звучащая "вторым планом", без
установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности. Степень звучания «не громко». Музыка не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.
5.
Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание
нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание,
замедлять время реагирования, снижать качество работы;
6. В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
7. Музыкальные произведения следует
чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3
месяца;
8.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и
индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем;
9.
Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в
старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет
стилизованная музыка, т.
е. музыка, где аранжировка
сделана специально для малышей, например, СD «Моцарт
для малышей».
Руководствуясь
данными рекомендациями было составлено расписание звучания музыки в режимных моментах, а также подобран перечень музыкальных произведений
фоновой музыки. Он является
примерным и может варьироваться воспитателем с
учетом его музыкального вкуса.
Расписание
звучания фоновой музыки в режимных моментах.
Время
звучания Режимные моменты
Преобладающий
эмоциональный
фон
7:30–8:00 Утренний
прием Радостно-спокойный
8:40–9:00 Настрой на
занятия Уверенный, активный
12:20–12:40 Подготовка
ко сну Умиротворенный, нежный
15:00–15:15 Подъем
Спокойный, оптимистично-просветленный
Релаксирующая (расслабляющая) К. Дебюсси.
"Облака".
А. П.
Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.
К.
-В. Глюк. "Мелодия".
К.
Сен-Санс. "Карнавал животных".
Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".
И.
Брамс. "Вальс № 3".
Р.
Шуман. "Детские сцены", "Грезы".
Г. -Ф.
Гендель. "Музыка на воде".
К.
-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) Л.
Бетховен. Увертюра "Эгмонт".
И.
Брамс. "Венгерский танец № 7".
А.
Дворжак. "Славянский танец № 2".
Ф.
Лист. "Венгерские рапсодии".
В.
Моцарт. "Маленькая ночная серенада".
Э.
Григ. "Утро".
И.
-С. Бах. "Шутка".
И.
Штраус. "Весенние голоса".
Ф.
Шопен. "Прелюдии".
Б.
Монти. "Чардаш"
Активизирующая (возбуждающая) П. И. Чайковский.
"Шестая симфония", 3-я часть.
Л.
Бетховен. "Увертюра Эдмонд".
В.
-А. Моцарт. "Турецкий марш".
Ф.
Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".
М. И.
Глинка. "Камаринская".
Успокаивающая (умиротворяющая) Ф. Шопен. Прелюдия ми
минор.
Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных.
М.
Глинка. "Жаворонок".
А.
Лядов. "Музыкальная табакерка".
К.
Сен-Санс. "Лебедь".
Ф.
Шуберт. "Серенада".
П. И.
Чайковский. "Вальс цветов"
Организующая
(способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) И. -С. Бах. "Ария".
А.
Вивальди. "Времена года".
С.
Прокофьев. "Марш".
Ф.
Шуберт. "Музыкальный момент".
В.
-А. Моцарт. "Гроза".
В.
-А. Моцарт. Симфония № 40.
Д.
Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.
П. И.
Чайковский. "Времена года"
Заключение: Невозможно переоценить роль музыки в
процессе образовательной деятельности, как
познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Регулярное
использование музыки при проведении режимных
моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно
реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к
другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д.
При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается
состояние психологического комфорта.
Грамотное
использование музыки в образовательной деятельности
и в режимных моментах не только помогает поднять
настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших
нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада