Консультация для воспитателей "Музыка в режимных моментах и в образовательной деятельности дошкольников"

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «МБДОУ «Детский сад №11 «Колобок» города Новочебоксарска Чувашской Республики

  

 Консультация для воспитателей:

«Музыка в режимных моментах и в образовательной деятельности дошкольников»

  

Подготовила музыкальный руководитель

 1 квалификационной категории

Степанов Галина Георгиевна


Консультация для воспитателей «Музыка в режимных моментах и в образовательной деятельности дошкольников»

  Воспитывая  всесторонне    и  гармонично  развитого  ребенка,  комплексно  решаются  задачи  физического,  интеллектуального,  эмоционального  и  личностного  развития  ребенка,  активно  внедряя  в  этот  процесс  наиболее  эффективные  методы  и  технологии.

 По мнению известного психолога Б. М. Теплова, музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить.

Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.          К  сожалению, музыкальная  деятельность   в  детском  саду  ограничивается  традиционными  видами  организации  детей.  Хотелось  бы,  чтобы  музыка  не  заканчивалась  на  пороге  музыкального  зала,  а  звучала  на  протяжении  всего  дня,  обогащая  эмоциональную  сферу  ребенка  новыми  впечатлениями.    Один  из  вариантов  использования  потенциала  музыкального  искусства  связан  с  фоновой  музыкой  -  музыкой,  звучащей  «вторым  планом».

Педагог – воспитатель оказывает помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара: разучивает слова песен, хороводов, показывает образцы точного выполнения движений; принимает активное участие в подготовке и проведении праздников, музыкальных развлечений, готовит тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам; помогает в оформлении зала изготовлении атрибутов для праздников. Использует имеющие у детей музыкальные умения и навыки в других образовательных областях, а также в режимных моментах.

В каких режимных моментах, по вашему мнению, может звучать музыка?

-Утренняя гимнастика

-НОД

-Подготовка ко сну (засыпание)

-Пробуждение (подъем)

-Закрепление песен, хороводов

-Музицирование в свободной деятельности

 -Релаксация

-Повторение песен и хороводов

В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель. Но следует помнить о том, что неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка.

Известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому воспитатель при выборе музыкального материала должен непосредственно консультироваться у музыкального руководителя.

В связи с этим были разработаны рекомендации для воспитателей по использованию музыки в режимных моментах, а также в непосредственной образовательной деятельности.

Рекомендации по использованию музыки в режимных моментах и в образовательной деятельности дошкольников

1. Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.

2. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

3. Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

4. Музыка должна быть фоновой, т. е. музыка, звучащая "вторым планом", без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности. Степень звучания «не громко»Музыка не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.

5. Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;

 6. В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

7. Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца;

8. Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем;

9. Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей, например, СD «Моцарт для малышей».

Руководствуясь данными рекомендациями было составлено расписание звучания музыки в режимных моментах, а также подобран перечень музыкальных произведений фоновой музыки. Он является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса.

Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах.

Время звучания Режимные моменты

Преобладающий

эмоциональный фон

7:30–8:00 Утренний прием Радостно-спокойный

8:40–9:00 Настрой на занятия Уверенный, активный

12:20–12:40 Подготовка ко сну Умиротворенный, нежный

15:00–15:15 Подъем Спокойный, оптимистично-просветленный

Релаксирующая (расслабляющая) К. Дебюсси. "Облака".

А. П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

К. -В. Глюк. "Мелодия".

К. Сен-Санс. "Карнавал животных".

 Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".

И. Брамс. "Вальс № 3".

Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

Г. -Ф. Гендель. "Музыка на воде".

К. -В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт".

И. Брамс. "Венгерский танец № 7".

А. Дворжак. "Славянский танец № 2".

Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".

В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".

Э. Григ. "Утро".

И. -С. Бах. "Шутка".

И. Штраус. "Весенние голоса".

Ф. Шопен. "Прелюдии".

Б. Монти. "Чардаш"

Активизирующая (возбуждающая) П. И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.

Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд".

В. -А. Моцарт. "Турецкий марш".

Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

М. И. Глинка. "Камаринская".

Успокаивающая (умиротворяющая) Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.

 Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных.

М. Глинка. "Жаворонок".

А. Лядов. "Музыкальная табакерка".

К. Сен-Санс. "Лебедь".

Ф. Шуберт. "Серенада".

П. И. Чайковский. "Вальс цветов"

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) И. -С. Бах. "Ария".

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В. -А. Моцарт. "Гроза".

В. -А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

П. И. Чайковский. "Времена года"

Заключение: Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада

 

Прикрепленные файлы

doc
konsuljtaciya-dlya-vospitatelej.doc 275 Kb 12.05.2022